Идея снять фантастический фильм пришла
к Джорджу Лукасу еще в годы учебы, когда он работал
над своим студенческим проектом "Электронный лабиринт
ТНХ 1138: 4ЕВ". Идея постепенно обретала форму,
но только после знакомства Лукаса с фильмом Акиры Куросавы
"Скрытая крепость" у идеи появился сюжет.
В 1971 году, когда Лукас работал над фильмом "Американские
граффити" появились первые наброски сценария будущего
шедевра, Вся история укладывалась на 12 листах под довольно
абсурдным названием:"История Мэйса Уинду, преподобного
Джедай-бенду, родственника Исиби Си-Джи Тейпа, ученика
великого Джедая". За следующие 6 лет история претерпевает
значительные изменения. Например, вначале принцесса
Лейа Агилайя летела в "Звезду смерти" спасать
своего брата Люка Старкиллера, Хан Соло и Оби-Ван Кеноби
были одним персонажем, а весь актерский состав планировалось
импортировать из Японии.
Идея завладела жизнью Лукаса и он повсюду таскал с собой
блокнот для записи различных странных слов и имен, которые
могли неожиданно прийти на ум. Например, во время редактирования
звука к "Американским граффити" Уолтер Мерч,
ассистент, Попросил Лукаса передать ему "Арту-диту"
("R2-D2"), что было сокращением к "бобина
2, диалог 2" /reel 2, dialogue 2/. Джорджу понравилось
как это звучит и он записал это в свой блокнот, после
чего там появились такие странности, как "вуки",
"Йода" и так далее.
Потом Лейа и Люк поменялись местами, Кеноби и Соло оказались
абсолютно разными персонажами, причем не только по возрасту
и содержанию, но и по национальности: на роль Кеноби
Лукас мечтал взять любимого актера Куросавы Тоширо Мифуне,
а на роль Хана Соло предполагалось найти негра.
Пришло время обивать пороги киностудий, а сценарий так
и не был готов. Несколько киностудий отказались от идеи
снять этот странный фильм, но в конце концов удача улыбнулась
Лукасу и его сценарий утвердили боссы киностудии "Двадцатый
век- Фокс". Впрочем без споров не обошлось: студия
хотела звезд на главные роли, а Лукас - новичков. Лукас
отказался от дополнительной оплаты своей режиссерской
работы в обмен на авторские права на персонажей, таким
образом студия владела фильмом, а Лукас - персонажами
и правом использовать их где угодно.
К концу 1975 года сценарий был более-менее готов, началось
призводство спец. эффектов и съемка моделей космических
кораблей. Вскоре "добро" на основные съемки
было получено. Лукас объединяется с Брайаном Де Пальмой
и устраивает общее прослушивание претендентов на роли.
Так актеры, пришедшие к Лукасу одновременно прослушивались
на фильм Брайана Де Пальмы "Кэрри", и наоборот.
После предварительного просмотра было отобрано 50 человек.
"Люк доставлял мне больше всех хлопот- вспоминает
Лукас.- Я все думал: ну кто из знаменитостей может его
сыграть? И ни одно имя не шло на ум". На роль принцессы
были прослушаны такие будущие известности как Эми Ирвинг,
Нэнси Аллен, Сисси Спейсек, и даже Джоди Фостер. Вторым
претендентом на роль Люка оказался Уильям Кац. Впрочем
без работы они не остались: всю эту компанию (за исключением
Джоди Фостер) можно увидеть в фильме "Кэрри".
На роль Хана Соло претендовали даже Кристофер Уолкен
и Ник Нолт. В конце концов Марк Хэмилл и Кэрри Фишер
возглавили список, а остальные отошли Брайану.
"Я хотел не просто подобрать актеров - говорит
Лукас, - а сделать это так, чтобы их собственные "я"
совпадали с "я" их героев". Прослушав
всех претендентов на роль Хана Соло Лукас совершил еще
один странный поступок, а именно: отказав сразу всем
послал за единственным человеком на эту роль не претендовавшим-
Харрисоном Фордом. Форд и Лукас были давними друзьями
и Лукас, как одолжение, попросил Харрисона помочь с
подбором актеров. Помощь Харрисона заключалась в чтении
фраз Хана Соло на прослушивании предполагаемых Люков
и Лей. Харрисон никаких иллюзий не имел, поэтому время
от времени ругал Лукаса за "деревянные" фразы,
которые никак не хотели произноситься: "Фу, Джордж,
какой Дьявол дернул тебя такую гадость написать?"
Ругательства были довольно крепкими и приводили а шок
молодых актеров: им-то приходилось быть предельно вежливыми
и они отвечали "Да, сэр", "нет, сэр".
С Алеком Гиннесом тоже без курьеза не обошлось - сценарий
ему попросту подкинули в гримерную. Несмотря на советы
своего агента не читать невесть откуда взявшийся манускрипт
Гиннес его все-же прочел. "Мой персонаж был описан
как нечто среднее между волшебником Мэрлином и японским
самураем,- делится своим впечатлением сэр Алек.- Конечно,
я не мог упустить такое заманчивое предложение."
Перед началом съемок Лукас делает еще несколько изменений
и отправляется в Тунис.
Март 1976 года, тунисская пустыня встречает съемочную
группу первым за поледние 50 лет ураганом с дождем и
грозами. Почти все декорации уничтожены, следующий день
полностью уходит на их восстановление, что сразу вызывает
отставание от графика. Актерам устроили проверку на
выживание, они работали по 10 - 15 часов в сутки, потом
просмотр, на сон оставалось не более 4-х часов. На съемочной
площадке ломалось все, что можно, радиоуправляемая модель
Арту- Диту отказывалась принимать сигналы оператора,
что вовсе не мешало ей ловить передачи местной радиостанции.
Один только Хэмилл хранит радостные воспоминания о тех
съемках: "Я сидел в своем быстроходе, рядом со
мной был Тони Дениэльс в костюме робота- говорит он,-
Я закрывал ладонью съемочную группу и по-настоящему
оказывался на Татуине. Мне не надо было представлять,
что я там - я БЫЛ там!" Оставив в пустыне кучу
мусора - кости дракона и прочие загадки для будущих
археологов - группа с удовольствием покидала мирный
городок Матаму, где по сей день красуется столб с надписью
"Здесь снимались "Звездные войны".
Лондонская студия "Эльстри", все 9 павильонов
которой были переделаны в интерьеры "Звезды смерти",
"Тысячелетнего сокола" и кантины, была куда
приятнее. Лукаса раздражала английская привычка работать
строго предназначенное на это время - в 5 часов все
работники студии сворачивали работу, отключали свет,
и не было такой силы, что заставила бы их работать хоть
минуту дольше. Актеры развлекались как могли. "Я
обожал втыкать карандаши в прическу Кэрри- улыбается
Марк,- тогда казалось, что у нее антенны на голове.
Кэрри корчила мне забавные рожицы, именно в тот момент,
когда я был перед камерой. Обычно я на такие провокации
не поддаюсь, но рожи Кэрри были просто из ряда вон."
Однажды Лукас заставил Марка и Кэрри провести день в
коридорах "Звезды смерти", "чтобы освоились".
Кэрри начала сочинять смешные стишки со словом "еврей".
Стишки были без смысла, так, чтобы ритма была. Марк
помогал ей петь их на разные голоса, а потом ассистент
жаловался Лукасу, что у него актеры антисемиты. Дэвид
Прауз обожал ходить в своем костюме Дарта Вейдера даже
когда не был занят на съемках, зловеще поглядывая на
несчастных ассистентов. Энтони Дениэльс раздражал Лукаса
своим лондонским акцентом и Лукас постоянно думал об
актере на озвучку Це-Трипио, только через год он понял,
что Тони - единственный, кто может озвучить робота.
Форд продолжал ругать Лукаса за дурацкий сценарий угрожая
"связать его и заставить повторять свои собственные
диалоги". Однажды он пришел в студию с красными
пометками в его копии сценария. "Я не менял смысла
фраз - говорит он, - я просто сделал их более произносимыми".
Лукас не возражал. Даже всегда покорному и исполнительному
Хэмиллу удалось ввернуть шутку: "Там есть сцена,
где мы вламываемся в тюремный блок- говорит он,- а охранник
спрашивает по какому праву мы там оказались. Дальше
шла моя фраза:" Перевод заключенного из блока..."
и дальше было много чисел и букв, но мне хотелось "зацепить"
Джорджа, и я сказал: "...из блока ТНХ 1138".
Где-то на третий дубль до Джорджа дошло в чем дело и
он велел мне прекратить, но я все равно сказал".
В январе 1977 года Лукас монтирует предварительную версию
фильма и показывает ее своим друзьям. Все, кроме Спилберга,
считают, что фильм лучше не показывать никому, так как
ничего более абсурдного они в своей жизни не видели.
При дальнейшей обработке из фильма исчезает один персонаж
- Биггс Дарклайтер. Некоторые сцены с Люком переснимаются
в калифорнийской пустыне, но все съемки сорваны из-за
автокатастрофы, в которой чуть не погиб Марк. Он вылетел
через лобовое стекло, разбив себе лицо. Результат был
плачевен: сломана скула, разрезаны губы, а нос пришлось
собирать и пришивать заново. Именно из-за последствий
той аварии фильм "Империя наносит ответный удар"
начинается сценой нападения ледового зверя Вампы на
Люка: надо-же было как-то объяснить шрамы и новую внешность.
На премьеру Марк, которому только- что сняли последние
швы явился с лейкопластырем на щеке. На вопрос новоиспеченных
фанатов, что с ним приключилось он бодро ответил: "Так,
неполадки со световым мечем в четвертой системе".
"О, будь с этой штукой поосторожнее,... Люк!"-
был ответ.
Премьера состоялась в "Китайском театре" 25
мая 1977 года. На следующее утро вся тройка новичков
проснулась знаменитой. Страну охватила "Звездная
лихорадка". "Мы прилетели на телешоу в Чикаго
за неделю до тамошней премьеры фильма - вспоминает Марк
Хэмилл, - и увидели там массу народа в аэропорту. Мы
стали оглядываться в поисках какой- нибудь знаменитости,
которую мы не заметили. Подойдя ближе мы пригляделись
и увидели... людей, одетых в костюмы Хана Соло и Дарта
Вейдера. Так это нас встречали!". Хэмилл становится
любимцем детворы, его с легкостью узнают на улицах Токио,
Нью-Йорка, Лондона и Парижа. Фанатки постарше даже разбили
лагерь перед его домом. К сожалению первые недели всей
этой кутерьмы Джордж пропустил. Опасаясь провала он
уехал с женой в первый за много лет отпуск. На Гавайах
их уже ждал Стивен Спилберг. Через неделю Джорджу позвонил
коммерческий директор студии с известием, что его фильм
побил рекорд кассового сбора. Пришло время воспользоваться
авторским правом на сопутствующие товары. В ход пошли
многочисленные комиксы, футболки, игрушки, жевательная
резинка, и даже электрические зубные щетки с изображением
всеми любимых героев. "Однажды я попросил Джорджа
внести меня в список, на бесплатное получение по одной
штуке всего, что он собирался произвести, - смеется
Марк. - Я расчитывал получить только книгу, комикс,
футболку, плакат и саундтрек. Я же не знал, что игрушки
будут приходить сотнями!"
Надежда Маркалова www.sf.perm.ru
по книге Dale Pollock. Skywalking. The Life and Films
of George Lucas. First Samuel Trench Edition. 1990